В недавнем прошлом высшее образование в Греции претерпело значительные изменения, особенно в области затрат и финансирования. Традиционно система высшего образования Греции предоставляла своим гражданам бесплатное образование, при этом правительство в значительной степени субсидировало ее высшие учебные заведения. Однако в связи с недавним экономическим кризисом в стране способность правительства финансировать государственные университеты страны значительно сократилась, что привело к росту зависимости от платы за обучение и других форм финансирования.
Из-за стремительно растущего долга правительство Греции было вынуждено пойти на меры жесткой экономии, которые также затронули сектор высшего образования. В 2014 году правительство впервые приняло закон, обязывающий студентов платить за обучение, что изменило традицию предоставления бесплатного государственного образования в стране. Меры, принятые в 2014 году, позволили университетам начать взимать сравнительно низкую плату за обучение. Хотя плата за обучение относительно низкая по сравнению с другими европейскими университетами, она по-прежнему создает нагрузку на многих студентов и их семьи. Сегодня стоимость обучения в бакалавриате греческих университетов составляет от 500 до 1500 евро в год.
Этот шаг был крайне непопулярен в Греции и спровоцировал студенчество на массовые протесты с требованием бесплатного государственного образования. По мнению студентов, стоимость образования не должна быть препятствием для людей, стремящихся продолжить свое образование, а высшее образование следует рассматривать как основополагающее право, а не как товар. Платное высшее образование также выявило слабые стороны греческой системы образования: недовольные студенты и родители жаловались на сокращение учебных часов и перегруженность профессоров, которые не могут обеспечить качественное образование из-за увеличения размеров аудиторий.
Чтобы смягчить эти неблагоприятные последствия, правительство Греции создало систему предоставления кредитов студентам с ограниченными финансовыми возможностями, которые не в состоянии оплатить свое обучение, хотя число студентов, пользующихся кредитной системой, все еще относительно невелико. Кроме того, в результате климата жесткой экономии государственные университеты страны обратились к частному сбору средств, сотрудничая с частными компаниями и донорами, чтобы получить дополнительное финансирование и ввести проектное финансирование, требующее от студентов привлечения собственных средств для проведения исследовательской работы.
Влияние этих изменений было трудно оценить, поскольку четкая картина финансирования высшего образования в Греции еще не сложилась. Система высшего образования страны в настоящее время претерпевает значительные реформы с целью повышения качества образования и создания возможностей для студентов из разных слоев общества приобрести навыки, которые помогут им в их профессиональной жизни. Также предпринимаются усилия по предоставлению стипендий наиболее уязвимым группам населения, и были реализованы гранты на исследовательские проекты, осуществляемые студентами.
В заключение следует отметить, что переход к платному высшему образованию стал значительным переходом для Греции и ее системы образования, которая известна тем, что предоставляет бесплатное образование своим гражданам. Переход к платному образованию привел к расширению возможностей для частного финансирования и изменению понимания обычаев образовательной системы. Несмотря на опасения по поводу качества предоставляемого образования, плата за обучение вносит значительный вклад в финансовую стабильность государственных университетов Греции, одновременно поощряя переложение ответственности с опоры исключительно на государственное финансирование.